На главную costroma.k156.ru k156.ru |
Сумма Перемен.
Конечно, и поныне вулканизм дает о себе знать, что не пропал, но общая сумма перемен, от него происходящих, ничтожно мала сравнительно с тем, что делают постепеновские силы природы.
Д. И. Менделеев. Заветные мысли.
Желательное для блага России устройство правительства. (1905)
Здесь сложены некоторые мысли и мечтания о стране, в которой комфортно было бы жить. Ряд из них обдуман, ряд едва намечен, ряд наверняка ошибочен или сомнителен. Практически все сырые, не доведённые до точных формулировок. Многое, конечно же, пропущено по недомыслию. Я не Аквинат и не Лем. Если кто-то захочет отреагировать, наверное, это будет хорошо.
0. Вот данные о нашей стране сейчас (с сайта http://supercook.ru/decoration/obzor-01.html).
Население = 142 млн., из них:
приезжих — 22 млн.,
детей, пенсионеров, инвалидов — 68,2 млн.,
чиновников и бюджетников — 4,1 млн.,
военных и силовиков — 2,5 млн.,
безработных — 4,8 млн.,
заключённых — 0,9 млн.
Оставшиеся 61,5 млн. производят товары и услуги.
Доходы федерального бюджета — 8,84 трлн. руб. (302 млрд. долл.), расходы — 10,66 трлн. руб. (364 млрд. долл.). Это примерно по 60 тыс. руб. в год на душу, или 200 тыс. руб. на семью.
Вот на что эти условные 200 тыс. расходует нынешнее государство:
39,3 тыс. — на дотации Пенсионному фонду (к его собственным расходам, которые в расчёте на семью составляют ещё 42,7 тыс.; итого — 82,7 тыс. руб., или 6900 руб. в месяц)
33,0 тыс. — на поддержку экономики (царство распила и отката; впрочем, и в остальных статьях этого уж не меньше);
28,5 тыс. — на армию;
22,8 тыс. — на полицию, ФСБ, тюрьмы (на одного работника ФСБ тратится 1,9 млн. руб. — в 730 раз больше, чем на одного школьника; на заключенного — в 3 раза больше, чем на студента; на новую полицейскую форму государство потратило больше, чем на всё школьное образование, или столько же, сколько на поддержку всего отечественного спорта);
16,2 тыс. — на содержание прочего чиновно-депутатского аппарата;
13,1 тыс. — на социальное обеспечение (в т.ч., как и во всех расходах ниже — немало на себя же, любимых);
10,7 тыс. — отдаёт в бюджеты регионов;
9,7 тыс. — на образование;
8,75 тыс. — на здравоохранение;
7,3 тыс. — платит проценты за свои долги;
4,1 тыс. — на ЖКХ;
2,6 тыс. — на культуру и на пропаганду в СМИ (примерно поровну);
800 руб. — на спорт (из них 230 руб. на массовый);
320 руб. — на охрану природы.
Для полноты картины прибавим данные по региональному и муниципальному бюджету на примере Костромской области и города Костромы в тех же наглядных единицах, т.е. в приведении к одной семье, живущей на этих территориях.
Областной бюджет-2011 (при населении 666 тыс. чел., ~200 тыс. семей) имеет доходы 18,5 млрд. руб., расходы 21,0 млрд. руб. На одну условную семью это выйдет 100 тыс. руб., вдвое меньше федеральной доли. И вот на что эти 100 тыс. руб. тратятся:
21100 руб. — на соцпомощь;
16600 руб. — на поддержку местной экономики (распилы, откаты, не сомневаемся, включены);
16300 руб. — на образование;
14500 руб. — на здравоохранение;
12000 руб. — дотации муниципальным бюджетам;
4900 руб. — на полицию и МЧС;
4600 руб. — на чиновный аппарат;
4000 руб. — на ЖКХ;
3200 руб. — на соцстрахование безработных;
2600 руб. — на уплату процентов по своим долгам;
2400 руб. — адресные инвестиции и целевые программы;
2200 руб. — на культуру и пропаганду в СМИ (примерно 2:1);
700 руб. — на физкультуру и спорт (в т.ч. 40 руб. на массовый спорт);
160 руб. — на охрану природы;
110 руб. — на доплаты к пенсиям;
80 руб. — на оборону.
В городе Костроме проживает 268 тыс. чел. (~90 тыс. семей), городской бюджет-2011 по доходам составил 3,4 млрд. руб., по расходам — 3,65 млрд. руб., или 40 тыс. руб. на нашу условную семью. Распределились эти 40 тыс. так:
18000 руб. — на образование;
8300 руб. — на ЖКХ;
5100 руб. — на здравоохранение;
4000 руб. — на чиновный аппарат;
1200 руб. — на поддержку местной экономики;
1200 руб. — на соцпомощь;
820 руб. — на культуру и пропаганду в СМИ (примерно 40:1);
660 руб. — на уплату процентов по своим долгам;
400 руб. — на полицию и МЧС;
240 руб. — на физкультуру и спорт;
90 руб. — на доплаты к пенсиям;
10 руб. — на охрану природы.
Многим, наверное, уже бросилась в глаза абсурдная перевёрнутость бюджетной пирамиды. Муниципалитет, где живут и работают те люди, с чьих налогов образуются доходы бюджетов, получает всего 11% их в своё распоряжение, а 27% забирает надстроечный региональный бюджет, и 62% забирает ещё более надстроечный федеральный центр. И добро бы только на общегосударственные нужды, армию там, ФСБ, почту, Академию наук, Большой театр... Нет, они жаждут рулить всеми сторонами жизни! И вот сводная картина делёжки 20-триллионного (!) общественного пирога с позиций отдельно взятой российской семьи:
её гипотетическая доля этого пирога составляет: 340 тыс. руб. в год от бюджетов — 19 тыс. руб. от их взаимных трансфертов + 42,7 тыс. руб. от Пенсионного фонда + 8,4 тыс. руб. от Фонда соцстрахования = 372 тыс. руб., которые расходятся вот на что:
на пенсии — 82,9 тыс. руб.;
на поддержку экономики — 53,2 тыс. руб.;
на социальное обеспечение — 47,0 тыс. руб.;
на образование — 44,0 тыс. руб.;
на армию — 28,6 тыс. руб.;
на здравоохранение — 28,4 тыс. руб.;
на полицию, ФСБ, тюрьмы, МЧС — 28,1 тыс. руб.;
на содержание чиновно-депутатского аппарата — 24,8 тыс. руб. (реально — больше, т.к. в каждой из остальных статей ещё спрятан кусочек на соответствующих отраслевых чиновников);
на ЖКХ — 16,4 тыс. руб.;
проценты за долги — 10,6 тыс. руб.;
на культуру и на пропаганду в СМИ — 5,6 тыс. руб.;
на спорт (в т.ч. 270 руб. на массовый) — 1,7 тыс. руб.;
на охрану природы — 0,5 тыс. руб.
При этом выручка одного только Газпрома, где доля государства свыше 50%, равна, по данным официального сайта Газпрома, половине госбюджета, его прибыль за 2011 год, видимо, превысит 1,5 трлн. руб. (около 15% госбюджета), а расходы на зарплату таковы, что если бы делились поровну, то каждый из 400 тыс. работников Газпрома получал бы почти по 1 млн. руб. в год (вчетверо выше средней зарплаты по стране). При этом, невзирая на кризис, зарплаты в Газпроме в 2011 году против 2010 года выросли на 18%. А прибыли акционеров (главный из которых — РФ, т.е. мы все) и вовсе на 56%. Всего налогами в госбюджет Газпром в 2011 году заплатит порядка 750 млрд. руб. Вы это на своём семейном бюджете ощущаете? Наверное, да, — когда приходит новый счёт за газ. Чтобы прибыль акционеров (и ваша, да?) стала ещё выше.
Ну и достаточно, пожалуй. Что делается сейчас, и так все знают. А вот что делать, чтобы стало лучше?
1. Надо децентрализованно, через Интернет, копить кадры и деньги для референдума. Потому что депутаты, партии и политические лидеры (как во власти, так и в оппозициях) не станут рубить сук, на котором все они тепло и уютно сидят или сесть рассчитывают. А срубить надо, по делу, не сук, а всё гнилое дерево.
Между тем, пока копим, в Сети на максимально возможном количестве площадок (но с каким-то общим техническим центром, до которого лапам нашего чиновничества труднее дотянуться) шлифуем общими усилиями будущий вопросник референдума (от общественности — идеи и полемика по ним; от волонтёров-юристов — уточнение и кристаллизация формулировок). Технология подобная многим уже знакома по Википедии. А на какой-то предфинишной стадии шлифовки, собственно, и приступаем к сетевому голосованию. Оно, конечно, не имеет юридической силы, но практическую силу очень даже имеет!
2. Что меняем референдумом:
2.1. (Вооружившись законом Паркинсона, ломаем хребет самодовлеющей государственной машине в главном её орудии): Установить жёсткий лимит суммарного объёма нормативных актов (кроме общенародных референдумов и международных актов, к которым присоединилась РФ):
А) Конституция + федеральные кодексы и законы = до 500 тыс. печатных знаков.
Б) Подзаконные акты федеральные = до 1 млн. печатных знаков. (Пусть делят этот лимит по министерствам.)
В) Нормативные акты субъектов РФ = до 100 тыс. печатных знаков на 1 субъект.
Г) Муниципальные акты = до 50 тыс. печатных знаков на 1 муниципалитет.
(Хотят зарегулировать какой-то новый вопрос — пожалуйста: отменяйте что-то из старого и равным или меньшим объёмом слов заменяйте. Не нужны сотни тысяч нормативных актов объёмом в миллиарды печатных знаков. СССР, Россия, Русь жила без них веками. И РФ проживёт. Пусть учат русский язык, выражаются просто, прямо, лаконично и только по делу. Этого мы от них и хотим. А с остальной жизнью страны справимся внизу без всякого их указующего участия.)
(Реалистично установить переходный период на год с момента референдума): В первые 3 месяца действуют все ранее принятые акты; с 4-го по 6-й месяц депутаты и чиновники должны указать в качестве действующих акты, превышающие указанный лимит в 4 раза, а все неуказанные акты автоматически признаются недействующими. С 6-го месяца должен быть аналогично обнародован список двойного лимита, с отменой автоматически всего, что в него не вошло. Наконец, по истечении года публикуется список одинарного лимита, также с автоматической отменой всего внесписочного.
2.2. (Сломав хребет, бьём по загребущим лапам): Установить, что никакой чиновник и никакая чиновная инстанция не вправе вступать ни в никакие отношения с физическими и юридическими лицами ни по своей инициативе, ни по приказу вышестоящей инстанции — только по жалобе, поступившей к ним от одного лица на другое. Вводится сразу после референдума. (Они наши слуги, вот пусть нас и обслуживают. Это должно положить конец чиновному рэкету, чиновному рейдерству, чиновной приватизации через банкротства и т.п.). Однако чиновники обязаны доводить до общества выявленные сведения о нарушениях, чтобы те, чьи интересы могут быть затронуты, получили возможность подать им обращение, инициирующее их должностные действия.
2.3. (Хорошо прореживаем выживших, учитывая, что объём их никому не нужных функций в результате вышеуказанных реформ сократится в сотни раз): Установить предельные количественные нормативы депутатов и чиновников:
А) Федеральных депутатов — 1 от 500 тыс. чел. + 1 от субъекта (это 280 + 90 = 370 чел.); федеральных чиновников — 1 от 50 тыс. чел. (это 2800 чел.) Новые выборы назначаем на срок 6 месяцев после референдума, новую структуру федеральных чиновников в тот же срок обязан утвердить президент по представлению премьера.
Б) Региональных депутатов — 1 от 30 тыс. чел. (это 5000 на всю страну); региональных чиновников — 1 от 5 тыс. чел. (это 30.000 на страну) Новые выборы через 3 месяца после референдума, новую структуру чиновников через 3 месяца ждём от губернаторов.
В) Муниципальных депутатов — 1 от 1000 чел. (140.000 на страну); муниципальных чиновников — 1 от 400 чел. (350.000 на страну). Выборы и новая структура — тоже через 3 месяца.
Сферу образования, культуры, здравоохранения, связи (пока) в эти лимиты не включаем (пусть остаётся как есть, потом успеем разобраться). Армию, ФСБ, полицию, УИН, прокуратуру, МЧС (пока) тоже не трогаем. (Но оставляем на ближайшее будущее строгий разбор и в этих сферах по процедурам, о которых будет ниже.)
Всем сокращённым (ок. 1-2 млн. чел.) выплачивается выходное пособие, затем, если никуда не смогут устроиться, пособие по безработице: 6 месяцев — в размере 0,7 СЗ, затем ещё до 6 месяцев — в размере 0,5 СЗ. Но в любом случае не более 75% ранее имевшегося оклада. (Это условие обязательное, иначе референдум задробят под предлогом того, что его вопросы влекут дополнительную нагрузку на бюджет, а такие вопросы на референдум выносить нельзя. Вообще, на практике придётся, неизбежно, вначале техническим референдумом-1 отменить целую кучу их хитрых ограничений на референдумы, а следом уже на свободном референдуме-2 голосовать по существу вопросов.)
2.4. (Ставим наших слуг на место:) Установить, что все выплаты в любых формах (налом, безналом, ценностями, льготами и проч.; названные как угодно: зарплатой, компенсациями, пособиями, соцпомощью, отпускными, кормовыми, мундирными и т.д. и т.п.) депутатам и чиновникам привязываются к средней зарплате по стране за прошлый год, округлённой по обычным правилам до целых тысяч рублей (СЗ). (Сейчас у нас СЗ = 20-21 тыс., а средняя зарплата федеральных чиновников втрое больше, не считая многочисленных к ней приварков.)
А именно: на федеральном уровне лимит: 20 человек с выплатами по 50 СЗ в месяц, 40 человек — по 40 СЗ, 80 человек — по 30 СЗ, 160 человек — по 25 СЗ, 320 человек — по 20 СЗ, 1000 человек — по 15 СЗ, 10.000 человек — по 10 СЗ. (Дальше, наверное, оставляем им на внутреннее усмотрение).
Аналогичные ограничения (надо их посчитать...) ввести и для регионального и для муниципального уровней.
Общий лимит выплат по каждой госструктуре — не более 1,5 х СЗ х кол-во чиновников (депутатов).
Обязать представителей государства во всех предпринимательских структурах, где у них есть достаточное большинство голосов или право вето, провести через соответствующие органы этих структур аналогичные решения о выплатах менеджменту. (Сейчас, например, по явно неполным данным Википедии, 27 россиян из топ-менеджмента Газпрома, где государству принадлежит более 50% акций, выплачивают себе по 100 млн. руб. в месяц за непосильные труды; да и во многих других госкормушках не намного хуже.)
Новый порядок выплат вводится через 3 месяца после референдума. (За этот срок должны определиться; уж в чём-чём, а в этом вопросе точно успеют.)
Запретить в любых инстанциях введение ограниченных часов приема: приём посетителей производится в течение всего рабочего дня в приоритетном порядке. Обязать государственную систему всех уровней вести приём по 4 часа в субботние и воскресные дни (за это сокращать работу в два будних дня).
2.5. (Не совсем по порядку, но просто потому, что дальше ряд вопросов будет на это завязан): Создать для исполнения общественных обязанностей и реализации прав личности Российскую социальную сеть (РСС), бесплатную (бюджетно дотируемую, в том числе по платежам провайдерам), являющуюся частью сети Интернет, имеющую в каждом населённом пункте не менее 1 на 1000 жителей бесплатных точек доступа, доступных всем круглосуточно и ежедневно, включающую для каждого зарегистрировавшегося участника бесплатный (спонсируемый бюджетом) пакет основных сервисов (кошелёк, электронная подпись, защищённый вход для официальных голосований, антивирус, офисные, мультмедийные, графические, распознающие программы, операционная система и др. — добавляйте сами: это либо глобально покупается правительством для всех россиян оптом, либо объявляются тендеры и разрабатывается соответствующее оригинальное открытое ПО).
В РСС обязаны открыть страницы все юридические лица, действующие на территории РФ, все общественные формирования без образования юридического лица, все дееспособные физические лица старше 14 лет. Остальные физические лица открывают страницы в РСС по желанию и с указанием своего возраста и статуса полной или частичной недееспособности. Для лиц, не имеющих познаний для самостоятельного открытия страницы, её открывают бесплатно специальные госорганы, проводящие также бесплатное обучение и консультирование по пользованию РСС.
На внедрение РСС отводится 1 год со дня подведения итогов референдума. Регистрация и активность там возможны только под своим истинным именем.
Объявить всю интеллектуальную собственность, созданную до 31.12.1990 года включительно на территории РСФСР, СССР и Российской империи, общественным достоянием с момента референдума. Интеллектуальную. собственность, созданную на территории РФ после 31.12.1990, считать общественным достоянием по истечении 5 лет с её создания.
Рассекречивать по истечении 25 лет любой документ, а документы спецслужб, содержащие имена секретных агентов, — по истечении 75 лет. В исключительных случаях президент РФ имеет право устанавливать более длительные сроки засекречивания отдельных документов (не более 100 документов в год). Владельцы личных фондов, передаваемых в архивы, вправе ограничивать доступ к их материалам не более чем на 40 лет. Все несекретные и не ограниченные в доступе владельцами архивные, музейные, библиотечные и прочие фонды считать общественным достоянием.
Фотографирование, копирование, использование объектов общественного достояния на территории РФ свободно и бесплатно. Электронные копии всех объектов общественного достояния регулярно готовятся органами, хранящими их, и помещаются в РСС.
2.6. (Извлекаем судебно-следственную систему из лона государства:) Установить, что любое лицо вправе требовать присяжного суда. В гражданском и арбитражном процессе присяжные выносят решение по существу, выслушав заключительные речи сторон и судьи, ведшего процесс; в уголовном процессе присяжные выносят для судьи вердикт о виновности или невиновности обвиняемых.Присяжные выбираются случайным образом через РСС, кроме лиц, отбывающих наказание, недееспособных или несовершеннолетних. Число присяжных ограничить в зависимости от цены иска: до 10 СЗ — не более 3 присяжных; до 100 СЗ — не более 5; до 1000 СЗ — не более 7; до 10.000 СЗ — не более 9; остальные — не более 13. Споры нематериального характера рассматриваются не более чем 3 присяжными, но те вправе признать спор важным либо сложным и вызвать для дальнейшего разбирательства дополнительных присяжных (не более 10). В апелляционной инстанции эти нормы увеличиваются на 2 присяжных. В верховной инстанции все дела рассматриваются при участии 15 присяжных. Защита присяжных и их ответственность за справедливость выносимых решений устанавливаются те же, которые действуют для судей.
(Учитывая, что объём законов и кодексов ввиду п. 2.1 сократится в разы и десятки раз, судопроизводство в подавляющем большинстве случаев вернётся к старинному суду конкретной ситуации между конкретными лицами, исходя из стихийных представлений присяжных о справедливости. Эта система, возможно, будет по-своему так же или даже более несовершенна, чем принятая в современной цивилизации система суда всех по неким общим правилам. Сравнить можно только попробовав.)
Установить, что любое лицо вправе поручить лицу, имеющему специальные познания, защиту своих интересов в качестве частного следователя. Частный следователь при исполнении поручения пользуется всеми правами государственных следователей. Препятствие его деятельности влечёт те же последствия, что и препятствие государственному следствию.
Установить, что никто не может быть привлечён к ответственности за свои действия (бездействие), которые никакому лицу не причинили вреда. О причинении вреда должно быть заявлено пострадавшим лицом (его представителем), либо его опекуном, либо наследником, либо правоохранительными органами (в случае смерти, болезни или недееспособности пострадавшего).
2.7. (Устанавливаем строгий учёт народной воли, дисциплину и ответственность государства перед народом): Голосование партийными списками на всех уровнях политической системы РФ прекращается с момента оглашения результатов референдума. В ходе предвыборной кампании кандидат обязан указывать своё членство в политических партиях и иных структурах.
В свою программу кандидат обязан включать личный или партийный пакет законодательных инициатив: проекты актов, которые он предполагает принять, став депутатом, и перечни актов, которые он предлагает изменить (отменить), чтобы уложиться в лимит, указанный в п. 2.1. Неисполнение депутатом до середины срока своих полномочий этих инициатив влечёт автоматический переход его полномочий к его ближайшему сопернику по итогам выборов.
Во всех представительных органах депутат вправе голосовать лично или выдать письменную доверенность иному лицу голосовать от его имени. Число голосов каждого депутата при всяком его голосовании равно числу голосов избирателей, поданному за него на выборах, за минусом числа голосов, официально отозванных к текущему моменту через РСС. Это число (число актуальных голосов) выражается в процентах от общего числа избирателей, голосовавших при избрании данного органа. Число актуальных голосов определяется с той мерой точности, чтобы учесть физические голоса с точностью до единицы. (Счёт не по головам, а в процентах нужен ввиду демографии: население РФ быстро убывает, и если считать по головам, то для отмены старых актов со временем может физически не хватить голосов.) Отозвать голос от депутата вправе избиратель, который на выборах голосовал через РСС посредством процедуры защищённого личного ключа. В официальном тексте любого акта представительного органа указывается совокупное число актуальных голосов избирателей, поданных депутатами за данный акт. Отменить (изменить) акт впоследствии можно лишь в том случае, если за это будет подано не меньше актуальных голосов, чем за исходный акт.
В случае, если число актуальных голосов депутата в результате отзывов голосов избирателями станет меньше числа голосов, поданного на выборах за его ближайшего соперника, автоматически производится замена депутата на указанного соперника. Количество актуальных голосов каждого депутата указывается на его странице в РСС в текущем режиме автоматически.
Все положения данного пункта распространяются помимо депутатов также и на остальных выборных лиц государственной системы, включая президента РФ, а также на порядок отмены (изменения) актов президента РФ.
Вводятся прямые выборы всех руководящих лиц представительных и исполнительных органов, а также всех прокуроров и судей. Прокуроры и судьи избираются из числа лиц, имеющих юридическое образование. Наличие у кандидата в прошлом судимостей не влияет на его право выдвигать свою кандидатуру, при условии, что информация об этом указана во всех выборных материалах кандидата.
Выборы по этим правилам должны пройти в срок не свыше 6 месяцев со дня оглашения итогов референдума.
В целях содействия обновлению кадров вводится правило: при каждых следующих выборах одного лица на ту же должность, из числа поданных за него голосов не участвует в счёте: при вторых выборах — 10% поданных за него голосов; при третьих выборах — 20%, и так далее в арифметической прогрессии.
При любых выборах каждый претендент обязан открыть на своей странице в РСС выборный форум, где его сторонники и противники вправе размещать любые агитационные материалы от своего имени. Удалить материал с форума можно лишь на основании решения суда о признании этого материала оскорбительным либо клеветническим. Кандидат вправе комментировать или не комментировать материалы форума.
Весь документооборот государственной системы (кроме секретного) ведётся исключительно в режиме онлайн в РСС, с указанием имён разработчиков проектов, согласующих и утверждающих лиц. При каждом документе со стадии проекта автоматически создаётся форум для его обсуждения обществом. К этому форуму применимы те же правила, как к форумам кандидатов. Ведение несекретного документооборота вне РСС считается однократным грубым нарушением должностных обязанностей.
2.8. (Расширяем финансовую гласность): Все выплаты каждому депутату, чиновнику, а также их родственникам первой и второй степени родства обязательно публикуются открыто на его странице в РСС. В связи с этим до выдвижения своей кандидатуры на выборы или до подписания должностного контракта чиновника требуется представить в дополнение к иным документам и опубликовать на странице в РСС согласие этих родственников на указанную публикацию. Эта норма вступает в силу, начиная с новых выборов и назначений, см. п. 2.3. Движение средств на счетах бюджета (кроме секретных статей) является открытым для общества в текущем режиме через страницу соответствующего бюджетораспорядителя в РСС.
Все расходы бюджетных средств на сумму свыше 10 СЗ считаются законными лишь после одобрения общественной экспертизы. Для общественной экспертизы вызываются случайным образом лица через РСС по соответствующему региону, из расчёта 1 эксперт на 3 СЗ, но не менее 3 и не более 11 экспертов. Сторона государства защищает проект расходов, эксперты выносят решение простым большинством голосов. При равенстве голосов за и против проект утверждается. При неодобрении проекта экспертами разрешается переэкспертиза удвоенным новым составом экспертов. К экспертизе секретных статей расходов привлекаются лишь лица не моложе 25 лет, выставившие на своей странице в РСС статус о готовности дать соответствующую подписку о неразглашении и добровольно принять установленные для таких случаев меры временного ограничения личной свободы. Бюджетораспорядитель при общественной экспертизе секретных статей вправе без объяснения причин отклонить до 25% случайно выбранных экспертов, которые в таком случае заменяются на других аналогичным образом.
Все решения об обеспечении депутатов и чиновников за счёт бюджета объектами недвижимости, транспортом, иным движимым имуществом, ресурсами социальной сферы (питание, медобслуживание, отдых, гостиницы и т.п.), прочими вопросами их содержания подлежат обязательной общественной экспертизе не менее чем 3 экспертами. Эти решения обзательно публикуются в РСС с указанием поимённых результатов голосования экспертов. (Может, тогда они перестанут тратиться на эти никелированные вертушки при входах и начнут уже закупать оцинковку для ремонта крыш бабушкам?)
2.9. (Проверим наш народ на мировоззрение): Установить, что церкви и их служители культа (их 700 тыс. чел.!) платят все налоги и сборы на равных основаниях с другими лицами, подчинаются общим правилам при проведении денежных операций, и в силу своей повышенной моральной ответственности перед обществом ежегодно размещают в РСС декларации о своих доходах, расходах и имуществе стоимостью свыше 10 СЗ.
2.10. (Поможем депутатам ввести норму, которую так ждёт от них третье десятилетие наивная мировая общественность): Установить, что при совершении физическим лицом расходов свыше чем на 100 СЗ в год, это лицо обязано на своей странице в РСС продекларировать для общественности источники средств для этих расходов.
2.11. (Есть ещё такая убойная штука — народный контроль. В общем, в условиях РСС нужен ли он? Если и нужен, то скорее как шоу, для публичных порок тех, кто в новой системе пытается сохранить старые порядки? Я в сомнениях...)
2.12. (В ещё больших сомнениях я на тему Кавказа, Курил и т.п.: вроде бы и надо включить в реформу вопрос о введении внятной и реализуемой процедуры отделения любого субъекта от РФ путём обычного регионального референдума с квалифицированным большинством в 2/3; может быть, с правом вето со стороны остального населения РФ с таким же квалифицированным условием... Но это, боюсь, ТАК расколет общество, такую бурю вызовет... Нет, наверное, это всё-таки перебор, и не надо и без того сложную реформу ещё и этим нагружать...)
2.13. .......
2.14. .......
3. В итоге реформы по п. 2 власть станет малопривлекательным, ответственным, нервным, неприбыльным делом. То есть пойдут в неё главным потоком не нынешние хапуги, да и не такие лентяи-теоретики как я, а люди, которым интересно сделать лучше жизнь страны, где живут они сами и будут жить поколения их потомков. И ради этого они готовы пахать по-чёрному, слушать одну брань отовсюду в свой адрес, быть постоянно голыми как в бане и проч. и проч. Возможно, таких людей сейчас совсем не видно и не слышно. Но дайте им солнца и воздуха, и увидите, как быстро они появятся. Фактически, вся идеология п. 2, страшно сказать, едва ли не шариковская. Шариковы ведь сидят во всех нас. Но если реализовать это последовательно, то выйдет не совдепия в уродливом варианте, а утопическое, руссоистское общество природной правды. И надо сказать, что этот природный человек Руссо тоже сидит в каждом из нас. Дайте эти правила игры хоть тому же ненавистному Путину, и он, с его главной чертой — стремлением к лидерству — станет лучшим мэром какой-нибудь Костромы, а там и дальше двинет, и в свои 84, может, честно, отминусовав положенные 30% голосов, всё-таки победит и в борьбе за четвёртый президентский срок: кто знает? И, может, на четвёртый-то срок и неплохим президентом станет. Хотя я лично в этот гипотетический шанс не верю.
4. Но это далеко, а что делать сразу после референдума? Тут задача номер один — это гармонизировать финансовые потоки. Мировое общество веками, большим потом и кровью эмпирически искало (того не осознавая, как правило) одно ключевое соотношение (децильный коэфициент, ДК): доходы 10% самых богатых и 10% самых бедных. В древние времена соотношение было маленьким, типичный феодальный князёк жил на бытовом уровне близко к своим холопам, и это было плохо, общество почти не развивалось без хорошего стимула-пряника. Потом, в эпоху первых миллиардеров и голодных нищих, маятник качнулся в другую сторону, и снова вышло плохо, не было платежеспособной массы потребителей, рынок чах, задыхался под перепроизводством, искал выход в финансовых пузырях, приведших к первым глобальным кризисам. Оптимальным оказался ДК в районе 4-6. И стимул достаточен, и массы имеют достаток для покупок, в итоге экономика растёт без потрясений. Как известно, сейчас в РФ ДК дико завышен, не 4-6, а раза в три выше (а по оценкам РАН и в 4-5 раз выше, а по оценкам западных экспертов — и в 6-7 раз). Страна повязана по рукам и ногам нищетой. Новая машина — роскошь, новая квартира — несбыточная мечта. 60 млн. работают, и то скверно, неэкономно, некачественно, непроизводительно, отстало, 80 млн. сидят на их шее, 1000 человек стригут со страны купоны и в основном перегоняют за рубеж, 2 млн. человек (1,5% населения) владеют половиной России. При таком раскладе иной картины и ждать неоткуда.
После реформы вначале станет даже хуже: ведь свыше 1 млн. чиновников пополнят армию нищеты, пересев со своих сегодняшних зарплат на пособия по безработице. Но давайте не забывать, что деньги — это лишь фантики. Машин, квартир, мебели, продуктов станет не меньше, а даже несколько больше, потому что сокращённые 500 млрд. рублей чиновных зарплат и примерно 1,5 трлн. руб. прочей бюджетной экономии на ставших почти невозможными откатах и распилах хотя бы частью выразятся в налоговых послаблениях бизнесу, а тот что-то прокутит в Куршавелях и Хургадах, но что-то пустит и на рост производства. А поскольку Абрамович пять брюк зараз всё равно не наденет, и кроме нас с вами наши брюки едва ли кому-то в целом мире нужны, то весь этот физический рост потребительской массы так или иначе среди нас же и разойдётся, так что жить станет не только веселее, но и материально получше.
5. Однако совершенно неправильно было бы все сэкономленные триллионы просто оставить бизнесу, сократив налоги. Бизнес у нас в массе ещё близорукий, дальше одного хапка не видит, его надо учить и учить его же лучшей стратегии. 2-3 млн. безработных — им всем нужно создать рабочие места. Это очень дорогое удовольствие. Цена современного рабочего места — от десятков до сотен тысяч рублей. На всю армию новых безработных нужно около 0,5-1 трлн. руб. Но главная сложность не в деньгах, триллион-то как раз реформа даст. Только деньгами не просто решить Русскую Задачу: как этих аморфных, привыкших сидеть и либо вымогать (самые гады), либо тупо ничего не делать (тоже гадёныши), либо что-то бездумно делать, не вникая, нужно ли оно кому-то, если по доброй воле, а не из-под палки (эти хоть паразиты-трудяги) — вот такие 2-3 млн. за полгода приспособить к какому-то практическому делу! А они ничего не умеют и никому не нужны, ни здесь ни за границей, честно говоря. Ну, что делать: никто не заявлял, что естественный отбор — это весёлое шоу. Оно суровое. И новые депутаты должны помочь этим 2-3 млн., потому что даже в Нюрнберге судили только главарей.
Мне в этой связи кажутся привлекательными для нашего массового менталитета такие идеи:
- отменить на всю сумму экономии бюджета на чиновничестве налоги с бизнеса, но обязать его 2/3 полученного бонуса направить на повышение зарплаты сотрудникам (1,5 трлн. на 60 млн. работающих = 25 тыс. руб. добавки к годовому доходу);
- любителей покупать виллы за границей и вообще отгонять туда валюту строго обязать на доллар, инвестированный там, два доллара инвестировать в новые рабочие места здесь. (За рубеж вывезено: по оценке Минфина — 1,5, а по оценке экспертов МВД — до 7 трлн. долларов, т.е. по несколько десятков тысяч на каждого россиянина, практически цена квартиры в расчёте на семью. Или цена переоборудования и модернизации 100% рабочих мест в РФ + переобучение всех 60 млн. чел. работать на этом новье.) И не постесняться открыть Америку или хоть Грецию какую-нибудь, то есть взять сытенькое чистенькое общество, срисовать структуру занятости его работоспособного населения, сравнить с нашей: так, там сто парикмахеров на 10.000 населения, а у нас? Там 20 автосервисов, а у нас? И для старта тупо скопировать (а может, кто-то даже на этой модельной стадии умно под нас подкорректирует; не потянуть нам пока 6-й технологический уклад с его нанохимией и интернет-продуктом, давайте создадим для начала работоспособный 5-й или даже 4-й уклад, а уж встав на ноги, потягаемся и за 6-й и за 7-й). Объявить соответственно инвестиционные приоритеты: тут хотим велосипедные шины делать, тут надо бы лишнюю пекарню открыть, тут курсы частных следователей, тут ремонт компьютеров — и с этими списками к господам покупателям вилл: выбирайте, любезные, вкладывайте, хозяйствуйте хоть по инету из Ниццы, хоть местных менеджеров нанимайте;
- налоги на нефть, газ, металлы, лес и т.п. сделать тоже инвестиционно-обременёнными, примерно так: вот ваши затраты материальные на извлечение, обработку, отгрузку этого сырья; вот вам ещё в базис себестоимости по 1,5 СЗ на каждого списочного сотрудника (а то знаем мы, какие вы при Путине зарплаты в свою так называемую себестоимость закладывали: с этим баста, больше такого не будет). И вот вам от этого посчитанного ещё 30% отводим на прибыль, с которой делайте что хотите. А уж остальную прибыль будьте добры инвестировать в рабочие места по месту добычи, вот списочек на выбор: и шинная мастерская, и пекарня, и надомный станок по штамповке розеток, и мн. др.;
- а чтобы было на что всех этих Марь-Ивановен и Пётр-Василичей переобучить (кто захочет из них, конечно; кто не безнадёжен) — переобуч штука не дешёвая тоже — надо вернуть, наверное, налог с продаж и на нём (это 700-800 млрд. руб.) открыть повсюду эти пресловутые бизнес-инкубаторы и т.п.
6. Непременно нужно на какой-то (небольшой? гм... посмотрим) период кризисной санации пойти на продразвёрсточную, по сути, но соразмерную нашей запущенности меру: рублём карать всех фирмачей, у кого корпоративный ДК зашкаливает за 7. И не государству эти штрафы отдавать, если директор и главбух сильно себе загребают, а изымать у них весь излишек, конвертировать его в специальные купоны для покупки товаров и услуг в рознице (например, с ограничением: принимать в оплату только за еду, за школьные столовые, ясли, детские дискотеки, в общем, всякое такое из разряда соцподдержки, и не дороже 500 рублей за раз) и добавлять купонами до 20% к суммам пособий по безработице, к стипендиям и т.п. То есть тут же, не отходя от кассы, исправлять на каждом микроуровне пропорции макроэкономики.
7. В отдалённом будущем, конечно, РСС сделает ненужной практически всю армию депутатов, чиновников и судей. Банкиров тоже хорошо проредит. Выживут только силовики, от них по любому никуда не деться, я это вижу, как бы мне ни хотелось обратного. И ещё государственно-декоративные фигуры президента и министра иностранных дел — чтобы было кому подписывать международные акты. А внутри РСС их даже не все будут знать в лицо...
Е. Шиховцев.